Как написать сочинение по литературе ЕГЭ (задание 12)?

     Задание 12 ЕГЭ по литературе в соответствии с нормативными документами ФИПИ на 2023 год относится к заданиям высокого уровня сложности и требует от выпускника написания сочинения на литературную тему. Максимальный первичный балл за выполнение этого задания – 18, что составляет 34 % от общего балла за работу. Рекомендуемое время написания сочинения-рассуждения на литературную тему – 120 минут. Советуем вам обратить особое внимание на задание 12 именно потому, что оно во многом определяет успешность сдачи ЕГЭ по литературе.
    

Выбор темы сочинения

При написании сочинения-рассуждения на литературную тему вы выбираете одну из пяти предложенных тем. Тематика сочинений относится к разным периодам развития литературы:
  •  древнерусская литература – литература первой половины XIX века; 
  •  литература второй половины XIX века;
  •  литература XX-XXI веков
     В КИМ могут быть представлены различные типы формулировок тем сочинения:

     тема может иметь литературоведческий характер, когда на первый план выдвигается термин («Прием антитезы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»),

     может нацеливать на анализ тематики и проблематики конкретного произведения («Тема маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»)

     может быть обзорной, предполагающей самостоятельный подбор текстов отечественной и зарубежной литературы («Проблема нравственного выбора человека в отечественной и зарубежной литературе»).

     Одна из тем контрольно-измерительных материалов всегда ориентирована на анализ лирики («Черты импрессионизма в лирике А. А. Фета. (На примере не менее трёх стихотворений)»).
 
     Тема 12.5 формулируется с опорой на «диалог искусств», т.е. вам  необходимо проанализировать связь литературы с другими видами искусств («Какие эпизоды из романа И. А. Гончарова «Обломов», на Ваш взгляд, представляют особый интерес для художника-иллюстратора?»).
 
     При выборе темы сочинения руководствуйтесь знанием текстов художественных произведений и пониманием формулировки, т.е. ясно представьте, как вы будете раскрывать тему сочинения, какой литературный контекст будете привлекать, какие литературоведческие термины использовать при анализе. 

   

Алгоритм выполнения задания 12 ЕГЭ по литературе 2022-2023 года

После того как вы определитесь с выбором темы задания 12, продумайте план сочинения. План сочинения может иметь привычную форму с нумерацией или представлять собой кластер. Важно, чтобы план отражал композиционный замысел сочинения. Традиционно сочинение следует начать со вступления, в котором раскрываются ключевые понятия темы. Например, сочинение на тему «Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» можно начать с характеристики эпохи, в которой создавался рассказ и особенности которой отражены в произведении. Это позволит объяснить стремление писателя показать надвигающийся кризис цивилизации.

     Рассказ был написан И. А. Буниным в 1915 году. В этот период в мире возрастает число миллионеров, продолжается колониальная политика стран Европы, меняются жизненные приоритеты. Всё это приводит к тому, что материальные ценности у людей превалируют над духовными. Накануне написания рассказа произошла трагедия с «Титаником», который шёл тем же маршрутом, что и «Атлантида» в рассказе Бунина. Эти факты указывают на стремление писателя показать надвигающийся кризис цивилизации.

     Структура основной части должна отражать глубину раскрытия темы. Основная часть обычно состоит из нескольких абзацев, каждый из которых представляет собой новый аспект в раскрытии темы. Рассмотрим план-кластер основной части сочинения на тему «Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Screenshot_4.jpg

     При работе над абзацами основной части важно в первом предложении, абзацном зачине, заявить микротему каждой части. В последующих предложениях приводится анализ текста. Нужно использовать прямое и косвенное цитирование, отсылки к эпизодам. Важно, чтобы каждая цитата была пояснена выпускником, интерпретирована в аспекте темы сочинения.

     Рассмотрим один из возможных вариантов абзаца основной части сочинения на тему «Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

     Образ заглавного героя предельно обобщён и символичен. И. А. Бунин не даёт имени своему персонажу, называя его «господин», что лишает героя персонификации и обращает внимание на его социальный статус. При создании портрета господина из Сан-Франциско писатель использует названия драгоценных металлов и дорогих материалов: серебряные усы, золотые пломбы, голова старой слоновой кости. Такое портретное описание подчёркивает, что в герое не осталось ничего естественного, настоящего, все указывает только на его богатство и высокое социальное положение. Можно ли при этом назвать жизнь героя счастливой? Бунин подчёркивает, что, несмотря на всё, герой рассказа считает, что не видел по-настоящему счастливой жизни: работа не приносила ему удовлетворения, он чувствует себя усталым и мечтает об отдыхе. Сопоставление отношения к герою и его семье экипажа корабля в начале и в конце рассказа позволяет сделать вывод о том, что человек, считавший себя влиятельным, получавший при жизни внимание и уважение, стал никем после смерти и тело его везут тайно в ящике из-под содовой. Так, образ главного героя является символом ложных идеалов современного общества, в котором материальные ценности вытесняют духовные.

     В заключении к сочинению необходимо подвести итоги каждого абзаца и сформулировать вывод по теме сочинения. Если тема представлена в виде вопроса, стоит дать развёрнутый ответ на этот вопрос. В случае, когда тема сформулирована в виде утвердительного предложения, можно представить её в форме вопроса и ответить на этот вопрос.

     В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» идея духовного кризиса цивилизации передаётся через образы-символы как предупреждение о скорой гибели мира, в котором нет места истинным ценностям, как стремление автора заставить людей задуматься о том, что богатство и высокий социальный статус не могут сделать человека счастливым. Только в гармонии с природой и с самим собой мы живём настоящей жизнью!

Критерии оценивания задания 12 по литературе 2022-2023 года

Сочинение выпускника проверяется по 8 критериям.

К1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие (максимальный балл – 3). Выпускнику необходимо писать сочинение на заданную тему, раскрывая её глубоко и многосторонне. В работе должно быть представлено понимание общей  проблематики произведения, сформулированы и пояснены собственные выводы.

К2. Привлечение текста произведения для аргументации (максимальный балл – 3). Текст произведения должен привлекаться разнообразно, на уровне анализа важных для раскрытия темы эпизодов, образов, микротем, деталей. Привлечение текста уместно тогда, когда с его помощью подтверждается высказанное экзаменуемым мнение.  Нельзя допускать искажения авторский позиции! При цитировании стоит избегать фактических ошибок и неточностей. Работа с текстом на уровне общих рассуждений или поверхностного пересказа не может получить высокую оценку эксперта.

К3. Опора на теоретико-литературные понятия (максимальный балл – 3). Теоретико-литературные понятия применяются как инструмент при анализе текста. Для получения высшего балла по этому критерию необходимо использовать не менее 2-х терминов при разборе конкретных фрагментов, связанных с темой сочинения. Если термины только упоминаются или искажается их значение, высокий балл по этому критерию не будет поставлен.

К4. Композиционная цельность и логичность (максимальный балл – 3).  Все содержательные элементы сочинения (вступление, основная часть и заключение) должны быть ориентированы на раскрытие темы и логически вязаны между собой. В каждом абзаце основной части должна быть представлена тезисно-доказательная часть, мысли выпускника не должны повторяться: в каждом последующем абзаце должна разрываться новая микротема. 

 К5. Соблюдение речевых норм (максимальный балл – 3).  При написании сочинения-рассуждения необходимо избегать нарушения речевых норм. Балл по этому критерию зависит от количества речевых и стилистических ошибок. Неоправданные повторы слов, использование стилистически окрашенной лексики, нарушение лексической сочетаемости, плеоназмы, тавтологии и др. ошибки влияют на восприятие текста экспертом и являются причиной снижения балла, выставленного экспертом по данному критерию.

К6. Соблюдение орфографических норм (максимальный балл – 1).  Балл по этому критерию зависит от количества ошибок, допущенных при написании слов разных частей речи.

К7. Соблюдение пунктуационных норм (максимальный балл – 1). Балл по этому критерию зависит от количества ошибок, допущенных при постановке знаков препинания.

К8. Соблюдение грамматических норм (максимальный балл – 1). Сочинение-рассуждение должно соотносить с грамматическими нормами русского языка. Требуется ясно формулировать свои мысли в соответствии с нормами русского синтаксиса.

Разнообразие критериев оценки задания 12 свидетельствует о том, что высокий балл получает работа, созданная на основе принципа единства формы и содержания и выполненная  в соответствии с нормами русского литературного языка. 

Книги, которые помогут успешно справиться с заданием 12. Издательство «Легион» разработало серию пособий для подготовки к ЕГЭ по литературе, в том числе и к заданию 12, основным из которых является  пособие «Литература. Подготовка к ЕГЭ-2023: учебно-методическое пособие / И. В. Бобякова, О. Г. Гарькавская, О. В. Нестеренко, Т. В. Скрипка; под ред. Н. А. Сениной, И. В. Бобяковой. – Ростов н/Д : Легион, 2022».

 Литература. 20 вариантов.jpg

Книга содержит двадцать авторских тренировочных вариантов, написанных в соответствии со спецификацией и демоверсией 2023 года, в том числе 100 тем для выполнения   задания 12. Для каждой темы представлена развернутая модель, содержащая алгоритм для написания сочинения-рассуждения на заданную тему. Выпускникам даются практические советы по написанию вступления и заключения, указывается, на какие эпизоды обратить внимание при анализе текста, какие термины при этом уместно использовать. Работа с моделями позволяет выпускникам с различным уровнем развития коммуникативной, литературоведческой и лингвистической компетенций выполнить задание 12.
 

     Таким образом, чтобы успешно справиться с написанием сочинения-рассуждения (задание 12) на ЕГЭ по литературе, необходимо составить план, отражающий многоаспектное понимание темы, подобрать и проанализировать примеры из текста, используя теоретико-литературные понятия  в качестве инструментария анализа, создать текст в соответствии с нормами  современного русского литературного языка и соотнести работу с критериями оценки.